Жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации, фото
ИСТОРИЯ РОССИИ
История Санкт Петербурга - Культура и искусство

Музыка и искусство Санкт-Петербурга

 

Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в. ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства искусства для укрепления авторитета государственной власти.

По указу 1711 г. в каждой воинской части были созданы духовые оркестры из труб, валторн, гобоев, фаготов и литавр.

Музыканты гвардейских полков, по свидетельству музыкального хроникера XVIII в. академика Я. Штелина, "должны были все предобеденное время с 11 до 12 часов посвящать публичным музыкальным упражнениям, причем трубачи и литовлисты размещались на башне петербургского Адмиралтейства, а гобоисты, фаготисты и валторнисты на церковной башне крепости С. -Петербург".

В 1713 г. Петр издал распоряжение о переводе в Петербург хора государевых певчих - старейшего русского хорового коллектива.

Певчие этого хора вместе с военными музыкантами участвовали в пышных официальных торжествах и церемониалах, которыми отмечались при Петре I военные победы и другие знаменательные события государственной жизни. С этими празднествами связано было развитие особого жанра торжественных хоровых песнопений - так называемых "приветственных" и "панегирических" кантов.

Музыка звучала на петровских ассамблеях, на которых дамы и кавалеры танцевали модные "галантные" танцы под аккомпанемент оркестра. Посещение ассамблей, как известно, было обязательным для столичного дворянства и рассматривалось Петром I как средство воспитательного воздействия. Подобными же воспитательными соображениями руководствовался он, заставляя петербургских дворян в виде обязательной повинности ходить на концерты инструментальной капеллы в доме тайного советника Бассевича.

Среди образованной части столичного дворянства широко развивается любительское музицирование. Распространенными в домашнем быту инструментами были клавикорды, флейта, скрипка. Исполнялись сентиментальные песенки и небольшие инструментальные пьесы преимущественно танцевального склада - менуэт, сицилионы.

 
  Развитие живописи, скульптуры и графики в России в первой половине XVIII века также во многом было связано с молодым Петербургом, где в ту пору жили и творили многие мастера русского искусства. Сам Петербург стал настоящим городом-музеем, где было сосредоточено большинство наиболее важных художественных памятников, созданных живописцами, скульпторами и графиками в XVIII столетии.

Петр I придавал большое значение изобразительному искусству: "Без живописца и градировального мастера, - говорил он, - обойтися невозможно будет понеже издания, которые в науках чиниться будут... имеют рисованый и градированы быть". И действительно, для печатания новых книг необходимы были "градировальные мастера", т.е. мастера гравирования; для широкого строительства молодого Петербурга нужны были архитекторы, для росписи стен, потолков и создания портретов - живописцы. Поэтому еще при Петре I возникает проект создания Академии художеств. В начале XVIII века при петербургской типографии была основана рисовальная школа при Канцелярии от строений, которые сыграли большую роль в подготовке молодых художников и вообще в развитии русского искусства.

Если в древнерусском искусстве художники, как правило, старались выразить религиозные представления в абстрактных образах иконописи, то мастера XVIII века, наоборот, реальный мир, живого человека сделали основой своего искусства, источником творчества.

Много нового внесли в историю русского искусства художники-граверы, работавшие в Петербурге.
Разнообразной и обширной стала деятельность русских скульпторов и резчиков. Многие из них нашли применение своего труда на стройках Петербурга.

Одним из первых русских скульпторов, работавших в молодом Петербурге, был выдающийся зодчий и скульптор Иван Зарудный, создавший скульптурные украшения для только что построенного Петропавловского собора.

Отличительной особенностью русской портретной живописи и скульптуры было стремление художников к правдивому показу человека, несмотря ни на какие требования заказчика или условности стиля. Это было характерно для творчества всех лучших русских мастеров эпохи, и это отличало их искусство от искусства иностранцев.

Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской культуры, преодолевая преграды, которые ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской культуры и ее распространением.
 

в начало
ИСТОРИЯ РОССИИ - каталог статей
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
Культура и искусство в Петербурге

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016