Жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации, фото
ИСТОРИЯ РОССИИ
История Санкт Петербурга - Литература и театр

Литература и театр в Санкт-Петербурге

  Крупнейший центр науки и просвещения, Петербург в первой половине XVIII в. сыграл значительную роль в развитии русского языка и в особенности - в разработке его норм.

Развитие национального русского языка в XVIII в. сопровождалось, прежде всего, значительным обогащением его словарного фонда в связи с развитием производства, усложнением общественно-политической жизни и ростом знаний.

Для обозначения новых технических, научных, политических, бытовых понятий нужны были новые слова. Самый простой путь решения вопроса заключался в заимствовании иностранных слов. В начале столетия этим, кстати, чрезвычайно злоупотребляли, вставляя иностранные слова к месту и не к месту: в речи, письмах, книгах.

Петр Великий, борясь за доступность и общепонятность книги, настаивал на замене в книгах церковно-славянского языка русским, т.е. на приближение книжного языка к русской речи. Указом 1708 г. для светских книг был введен новый упрощенный гражданский шрифт.
 
  В дальнейшем трудами Ломоносова и его учеников была успешно разрешена задача разработки русского научного языка. Работа эта так же сопровождалась разработкой русской грамматики. В последующем Н. Н. Поповский, ученик Ломоносова, сказал с гордостью за русский язык: "Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно! ".

В литературной жизни столицы в первой четверти XVIII в. нашли яркое отражение новые взгляды, порождаемые социально-экономическим и политическим развитием страны. С Петербургом связана деятельность самых крупных русских литераторов первой половины XVIII в. Во времена Петра I здесь развернул чрезвычайно широкую литературную деятельность Феофан Прокопович, сподвижник императора. Главной формой его литературной деятельности явились проповеди, прославлявшие просвещение. Хотя они и произносились с церковного амвона, но носили в гораздо большей мере светский характер, чем церковный. Как поэт и драматург, Феофан не обладал большим дарованием, но умел ценить своих более даровитых современников. Ему же принадлежит и прощальная речь над гробом Петра Великого в Петропавловском соборе 8 марта 1725 г. "Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, - любима и будет; сделал врагам страшное, - страшна и будет; сделал на весь мир славную, - славную и быти не перестанет. Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления. Убо оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам".

Поэты первой четверти XVIII в. и Ломоносов, крупнейший среди них, славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым подвигам, они были проникнуты уверенностью в том, Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии. Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-художественного театра и новой драматургии.

Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая труппа во главе с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои руки сестра царя Наталья Алексеевна, страстная любительница театра и главный помощник Петра I в его театральной политике.

В Петербурге спектакли начали ставиться в 1714 г. Помещался этот первый петербургский театр на теперешней улице Чайковского. Для представлений был приспособлен огромный пустой дом, где устроили партер и ложи. В театре ставились пьесы на злобу дня: о пользе учебы молодых дворян за границей, изобличении изменчивости Польши в войне со Швецией и т.д. Чтобы использовать подмостки в качестве своеобразной политической трибуны, между действиями пьесы разыгрывались короткие грубоватые интермедии.

При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа.
 

в начало
ИСТОРИЯ РОССИИ - каталог статей
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016