|
Первая
задача эзотериста заключается в том, чтобы уловить природу энергий,
пытающихся его обусловить и пробивающихся в выражение на физическом
плане через посредство его оснащения или его проводников манифестации.
Стало быть, изучающему эзотеризм придется усвоить, что:
1.
Он является совокупностью сил, унаследованных и обусловленных тем,
что он есть, плюс великой антагонистической силы, которая не принцип
и которую мы называем физическим телом.
2.
Он чувствителен к некоторым энергиям — и должен все полнее их воспринимать,
— которые в настоящее время ему неизвестны и никак им не используются;
он, наконец, должен их осознать, если собирается глубже проникнуть
в мир скрытых сил. Это энергии, которые оказались бы для него злыми,
захоти он с ними работать, — такие должны распознаваться и отбрасываться;
есть и другие, которые он обязан научиться использовать, так как
они благодетельны, обогащают знание и потому должны считаться добрыми.
Усвойте, однако, что энергии сами по себе ни плохие, ни хорошие.
Великая Белая Ложа, наша духовная Иерархия, и Черная Ложа употребляют
одни и те же универсальные энергии, только с разными мотивами и
задачами; обе группы суть группы опытных эзотеристов.
Поэтому
обучающемуся эзотеристу приходится:
1.
Становиться осведомленным о природе сил, которые составляют его
личностную оснащенность и которые сам он магнетически привел к выражению
в трех мирах. Они образуют комбинацию активных сил; он должен научиться
отличать чисто физическую энергию, автоматически откликающуюся на
иные, внутренние энергии, от тех, что приходят с эмоционального
и ментального уровней сознания, фокусируясь в эфирном теле, которое
в свою очередь мотивирует его физический проводник, побуждая его
к определенным действиям.
2.
Становиться чувствительным к движущим силам души, исходящим с высших
ментальных уровней; они пытаются взять под контроль силы троичного
человека на определенной точке эволюции.
3.
Распознавать обусловливающие энергии своего окружения, рассматривая
их не как события или обстоятельства, но как энергию в действии.
Так он учится нащупывать путь — за сценой внешних происшествий —
в мир энергий, стремящихся вступить в контакт и принести свое качество,
чтобы вызвать определенную активность. Он тем самым получает доступ
в мир смысла. Любого рода события и обстоятельства, происшествия
и физические явления — всего лишь символы того, что происходит во
внутренних мирах, и именно в эти миры должен войти эзотерист, насколько
позволяет его восприятие; потом ему откроются миры, которые потребуют
его научного проникновения.
4.
Для большинства стремящихся сама Иерархия остается эзотерической
сферой, которую предстоит открыть и которая разрешит проникнуть
в себя. Я тщательно подбираю слова в попытке пробудить ваш эзотерический
отклик.
Далее
этого этапа пути к предназначенному человечеству финалу я заглядывать
не хочу; для посвященных и учеников, еще не принявших Посвящения
Преображения, высшие сферы осведомленности и "кров Всевышнего"
(совещательная палата Саната Кумары) остаются глубоко эзотерическими.
Это высшая сфера энергий: планетарных, внепланетарных и межпланетарных;
они вас не касаются, и обсуждением их преподавательскому составу
Школы Арканов заниматься не рекомендуется. Задача в том, чтобы обучать
учащихся распознавать энергию и силу; различать разные типы энергий
применительно как к себе, так и к происходящему в мире, и начинать
соотносить то, что видимо и переживается, с тем, что невидимо, обусловливает
и определяет. Вот ваша эзотерическая задача.
У учащихся
эзотеризма, особенно в старых группах Рыб, имеется тенденция рассматривать
любой интерес к энергиям, порождающим события в мире или имеющим
отношение к правительствам и политике, как антагонистический по
отношению к эзотерическому, духовному устремлению. Таким всегда
было отношение Теософического Общества. Однако новый эзотеризм,
характерный для более осведомленных групп и более ментальных типов
людей, считает любые события, всемирные движения, национальные правительства
плюс любые политические условия выражениями энергий, наличествующих
во внутреннем мире эзотерического изыскания; поэтому они не видят
уважительной причины для того, чтобы исключать столь важный аспект
человеческих дел из своего мышления и рассуждения, не ища в нем
тех новых истин и методик, что могут ускорить наступление новой
эры в человеческих отношениях. Они спрашивают: зачем исключать политическое
исследование из духовной программы? Они считают его столь же, если
не более важным, чем деятельность церквей: правительства влияют
на людей и способствуют образованию любой цивилизации, заставляя
массы людей двигаться в необходимых задуманных направлениях. Церквям
и людям надо усвоить, что в целом мире явлений, сил и энергий нет
ничего, что бы не могло быть взято под контроль со стороны того,
что духовно. Все сущее в действительности есть дух в манифестации.
Массы сегодня начинают политически мыслить, и Учителя считают это
большим шагом вперед. Когда духовно мыслящие люди мира включат эту
сравнительно новую область человеческого мышления, международную
деятельность, в сферу своего эзотерического исследования, это будет
очень крупным прогрессом.
Позвольте
проиллюстрировать. Война — это фактически мощный взрыв энергий и
сил, зарожденных на внутренних планах, где эзотерист должен бы работать
(но редко это делает), и выносящих свое страшное, катастрофическое
выражение на физический план. Это показано сегодня постоянным употреблением
терминов "Силы Света" и "Силы Зла". Когда внутренние,
эзотерические, предрасполагающие причины войны будут открыты в ходе
эзотерического исследования, война, войны придут к концу. Это то,
чему способствует суть настоящей эзотерической работы, но что презирается
нынешними эзотеристами, которые считают себя духовно слишком высокими
для таких дел и — в своей башне из слоновой кости — концентрируются
на собственном развитии плюс — чуть-чуть — на философии.
Одно
надо констатировать: Природа эзотеризма совсем не мистическая и
не туманная. Это наука — в сущности наука о душе всего, — разрабатывающая
собственную терминологию, эксперименты, выводы и законы. Когда я
говорю "душа", я подразумеваю одушевляющее сознание, наличествующее
во всей природе. Учащиеся склонны забывать, что любой уровень осведомленности,
от наивысшего до наинизшего, является аспектом космического физического
плана, а стало быть (под углом эволюционного процесса), материален
по природе, конкретно (с точки зрения некоторых божественных Наблюдателей)
осязаем и образован из творческой субстанции. Эзотерист неизменно
имеет дело с субстанцией, его интересует та живая, вибрирующая субстанция,
из которой создаются миры и которая, будучи унаследована от предыдущей
солнечной системы, окрашена прошлыми событиями (как упоминалось),
то есть "уже окрашена кармой". И следует заметить: как
столь нам знакомый физический план изучающие эзотеризм не считают
принципом, так и космический физический план (с точки зрения Космических
Жизней) — "не принцип". Вот вам много пищи для размышления.
Констатируем:
эзотерист озабочен открытием и работой с теми принципами, которые
энергетизируют каждый уровень космического физического плана и являются
в действительности аспектами наделенной качеством жизненной энергии,
действующей в непринципиальной субстанции и через нее. Задача его
в том, чтобы смещать фокус своего внимания с субстанциальной, формальной
стороны существования и получать осведомленность о том, что является
источником зарождения формы на любом уровне. Его задача — развивать
в себе потребные отзывчивость и чувствительность на качество жизни,
владеющее любой формой, пока он в конце концов не придет к качеству
единой жизни, что оживотворяет планету и в чьей сфере активности
мы живем и движемся и существуем.
Для
этого он должен прежде всего выявлять природу собственных наделенных
качеством энергий (здесь-то и выявляется природа управляющих лучей),
которые выражаются через три его низших проводника выражения, а
позднее через интегрированную личность. Стяжав определенный объем
знания и ориентировав себя на наделенный качеством жизненный аспект,
он начинает развивать тонкий внутренний механизм, через который
может осуществляться контакт с более общими, универсальными аспектами.
Он учится различать качества или кармические предрасположенности
"непринципиальной" субстанции, из которой сформированы
все формы, одновременно искупляя, освобождая и очищая их так, чтобы
субстанция следующей солнечной системы была более высокого порядка,
чем субстанция нынешней, следовательно, более отзывчивой на волевой
аспект Логоса.
Эзотеризм
под этим углом есть Наука Искупления, и вечными символами и выразителями
сего факта являются все Мировые Спасители. Именно для того, чтобы
искупить субстанцию и ее формы планетарный Логос пришел в манифестацию,
и вся Иерархия со своим великим вождем, Христом (нынешним мировым
символом), должна рассматриваться как Иерархия искупителей, искусных
в науке искупления. Когда последние овладеют этой наукой, Они смогут
перейти к Науке Жизни и работать с энергиями, которые в конечном
счете возьмут в свое владение и будут использовать наделенные качеством,
искупленные и уже принципиальные субстанции и формы. Именно искупление
непринципиальной субстанции, ее творческое восстановление и духовная
интеграция являются Их целью, плоды Их труда увидятся в третьей,
заключительной солнечной системе. Их деятельность породит великое
духовно-планетарное слияние, чьим символом в микрокосмическом смысле
является слияние личности с душой (в определенной точке Пути эволюции).
Здесь видится тесная связь между работой индивидуального стремящегося
или ученика, искупающего, спасающего и очищающего свое троичное
тело проявления, и работой планетарного Логоса, исполняющего аналогичную
задачу применительно к "трем периодическим проводникам",
через которые Он работает: Своему личностному проводнику, Своему
душевному выражению и Своему монадическому аспекту.
Из
всего сказанного вы видите, что я стремлюсь устранить неопределенность
из слова "эзотеризм" и показать в высшей степени научную
и практическую природу того предприятия, в которое вовлечены все
эзотеристы.
Эзотерический
тренинг вкупе с эзотерической жизнью открывает в свое время смысл
и в конце концов вводит в мир значений. Эзотерист начинает с того,
что пытается ответить на вопрос почему; он решает проблему происхождения
инцидентов, событий, кризисов и обстоятельств, с тем чтобы уловить
смысл, какой они для него имеют; постигая смысл любой специфической
проблемы, он использует его как приглашение проникнуть еще глубже
в только что открытый мир смысла; затем он учится включать свои
маленькие личностные проблемы в проблемы более объемлющего "Я".
Истинная эзотерическая точка зрения — всегда точка зрения более
объемлющего Целого. Он обнаруживает, что мир смысла мелкой сетью
охватывает любую активность, любой аспект феноменального мира. Символом
и воплощением этой сети является эфирная ткань, тогда как эфирная
ткань, наличествующая между центрами вдоль индивидуального позвоночника,
является ее микрокосмическим соответствием; они как две двери вводят
в объемлющий мир смысла. Сказанное в действительности относится
к истинной Науке Центров, на которую я часто ссылаюсь. Последние
суть средства (если они развиты и функционируют) сознательного вступления
в мир субъективных реальностей и дотоле неведомых областей божественного
сознания.
Однако
эзотеризм не имеет отношения к центрам, эзотеризм — не старание
научно пробудить центры, как думают многие учащиеся. Эзотеризм —
это тренинг на умение свободно функционировать в мире смысла; он
не интересуется каким бы то ни было аспектом механической формы;
он занят исключительно душевным аспектом — аспектом Спасителя, Искупителя
и Интерпретатора — и посредствующим принципом между жизнью и субстанцией.
Посредствующий принцип — это душа индивидуального стремящегося и
ученика (если позволительно употребить столь запутывающее и обособляющее
выражение); он есть анима мунди в целом.
Стало
быть, эзотеризм подразумевает жизнь, проживаемую в согласии с внутренними
субъективными реальностями; это возможно только если учащийся интеллектуально
поляризован и ментально фокусирован; эзотеризм налицо только если
учащийся способен искусно и с пониманием сообразовываться в своем
продвижении с внутренними реальностями. Эзотеризм подразумевает
постижение связи между силами и энергиями и способность использовать
энергию для усиления, а затем и творческого употребления сил, с
которыми есть контакт. Отсюда их искупление. Эзотерист использует
силы третьего аспекта (аспекта познающей субстанции), как приемника
энергии обоих высших аспектов, — тем самым он спасает субстанцию.
Эзотеризм — это искусство "сведения на Землю" тех энергий,
что эманируют из наивысшего источника, чтобы здесь их "укоренять",
или закреплять. Например, именно эзотерическая деятельность группы
учащихся Школы Арканов привела к обнародованию учения о Новой Группе
Мировых Служителей, тем самым зафиксировав в человеческом сознании
факт существования и работы этой фундаментальной субъективной группы,
так была усилена работа этой группы, ее искупительная деятельность.
Любая
настоящая эзотерическая активность приносит свет и просветленность:
она приводит к тому, что врожденный свет субстанции интенсифицируется
и обретает качество благодаря высшему Свету Души — у сознательно
функционирующих людей. Поэтому можно определить эзотеризм и его
деятельность в категориях света, но я воздержусь от этого из-за
расплывчатой мистической интерпретации, к какой эзотеристы привыкли
за прошедшие десятилетия. Если эзотеристы согласятся с утверждением
— в его самом простом виде — современной науки о том, что субстанция
и свет суть синонимы, и признают, что свет, который они могут заставить
влиять на субстанцию (прилагая энергию к силе), тоже по своей природе
субстанциален, сможет упрочиться подход, гораздо больше способствующий
познанию. Эзотерист имеет дело со светом в трех его аспектах, но
сегодня предпочтительней придерживаться иной установки, пока в результате
развития, испытаний и экспериментов эзотерист не постигнет этой
тройной дифференциации практически, а не просто теоретически и мистически.
Нам придется изжить некоторые ошибки прошлого.
Я дал
уйму других определений в разных книгах, некоторые из которых довольно
просты: они могут сегодня довести до вас смысл, а поздней обнаружить
свои более глубокие значения. Призываю всех эзотеристов придерживаться
практического подхода, который я сейчас обозначил. Прошу их жить
искупительной жизнью, раскрывая свою врожденную ментальную чувствительность
и непрерывно работая со смыслом, что стоит за любыми индивидуальными,
общественными, национальными и мировыми делами. Если это так, то
свет вдруг засияет и будет все ярче сиять на ваших путях. Вы сможете
стать светоносцами, зная, что "во свете этом вы увидите Свет",
да и ваши собратья тоже.
Тибетец,
1948
Статья
из сборника Алиса А. Бэйли. Статьи
|
|