В то же время не совсем верно говорить о мироточении,
считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит
название "маслопоявление" или "маслоконденсация".
Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой
случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает
женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро.
Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности
происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила
на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего
приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен.
Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой
жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой
ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос
эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту
эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение.
И тем не менее. "Появление масла на иконе, когда из ничего
образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы.
Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке",
- считает Павел Флоренский.
Но в науке нет и не может быть понятия чуда. "Мир
устроен таким образом, - говорит Александр Московский, - что законы
природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается
просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся
событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр
Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал,
что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что
опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно,
можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие
случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в
Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали
колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких
примеров масса".
Ответственный секретарь экспертной рабочей группы
кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться
к оценке явления "мироточение". Учение Православной церкви
о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя
Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах
встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки
понятий "чудо" и "знамение". Также стала очевидна
необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений,
что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического
использования. "Истинное чудо не бывает анонимным, - говорит
Борис Соколов, - его творец всегда достоверно известен. Чудо дается
конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен.
Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть
при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим,
а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда
и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны".
А вот установить достоверность события порой не
так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа
свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали
явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило,
особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь,
трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то
это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика,
то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте
одновременно начинают выделять "миро" самые различные
иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.
Возможно, вот только непонятно, что именно и кому
конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные
типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на
фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления
могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели.
"Истинные чудеса происходят там, где есть вера, - говорит Борис
Соколов. - В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса,
а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений
не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного
исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но
можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось
на здоровье целых семей".
Как показывает статистика, чаще всего мироточат
иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных.
Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают
это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение,
направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся
к подобным чудесам с равнодушным безразличием. "Например, когда
мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать
мироточение, - говорит Павел Флоренский, - то часто слышим в ответ:
"Ну что в этом особенного?" И то правда. Не надо забывать,
что чудо - обычная форма существования православной церкви".
Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью
полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане
увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда
мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается
загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней
проявилось второе слово - "Бог". Еще через пару дней со
всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае
можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения,
но с очевидной целью привлечь внимание.
- Если коротко дать оценку всех чудесных явлений,
- говорит Борис Соколов, - то нужно признать, что они не соответствуют
сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется
необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно,
основная работа у нас еще впереди.
МНЕНИЯ:
Своим мнением относительно природы
церковных чудес поделились сторонники материалистической теории
их происхождения:
Александр Никонов, председатель Атеистического
общества Москвы:
- Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные
- в церкви. С этим явлением - мироточением - боролся еще Петр I.
Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с
тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла
либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в
Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что
академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес.
Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист
или фокусник. Потому что обмануть ученого - что обмануть ребенка.
Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен,
они разводят руками и не знают, что сказать.
Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института
медико-биологических проблем:
- Возможны три версии появления мироточения: чудо,
естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет
заключить, что версия о чудесном происходжении - самая маловероятная.
Даже в церковных источниках мы встречаем, что "...по составу
вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному
маслу". В принципе, возможны и естественные причины. Например,
при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже
"мироточат" в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке
досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.
Рукотворный способ может быть самым простым. Например,
нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться
и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.