Недавно получила письмо от Александра Аржаева из
города Кургана, к которому во время службы в армии приставали, допытываясь,
кто он по национальности, и не верили, что русский. Было старое
календарное имя Арсакий, которым до XVIII века крестили. Его сокращённая
форма Арсай, откуда фамилия Арсаев. С ней немного созвучна распространённая
фамилия Аржанов, образованная из древнерусского имени Аржаной, что
значит «ржаной». В течение длительного времени рожь была основным
злаком на Руси. По-видимому, в народных говорах неясное Арсаев заменили
на более понятное Аржаев, сближая с прилагательным ржаной, возможно,
через промежуточную форму Аршаев, потому что согласные с и ш во
многих говорах смешивались.
Фамилия Аржаев может быть также мордовской, марийской,
татарской: во всех этих языках есть созвучные с ней слова.
Однажды позвонила знакомая с аналогичным вопросом:
«Какой национальности фамилия Индык?» Объясняю: такое слово встречается
в географических названиях Крыма со значением «ров, обрыв, понижение».
Однако чаще всего так называются горы. По-видимому, люди, давшие
эти названия, двигались по горе сверху вниз, а словом «индык» обозначали
понижения. Затем люди, смотревшие на те же объекты снизу, воспринимали
это слово как названия отдельных гор или скал. Географические названия
Крыма записывались в разное время людьми разных национальностей,
поэтому орфография варьирует: Индэк, Эндэк, Эндек, Гындык (с добавочным
г). Фамилию Индык мог получить человек, живший возле горы или скалы.
У казахов есть близкое по звучанию мужское имя Ынтык.
Языковая принадлежность имён и фамилий определяется
не столько тем, из основ какого языка они состоят, сколько тем,
в каком языке они употребляются. Оказывается, что самое традиционное
русское имя Иван древнееврейского происхождения, а образованные
от многочисленных народных форм этого имени фамилии вроде Ивакин,
Иванаев, Иваняев, Ванькаев, Ванькин, Ваншин, Ивашкин могут принадлежать
не только русским, но и чувашам, мордвинам, марийцам и иным народам,
населяющим Российскую Федерацию. Они употребляются как в русском,
так и в языках других народов. Таким образом, национальность человека
и языковая принадлежность его фамилии часто не совпадают.
Фамилия — это особое, юридически значимое слово,
служащее для идентификации отдельных людей и целых семей. Присвоение
официальных паспортных фамилий — акт во многом случайный и всегда
искусственный. Могут быть братья, дети одного отца, с разными фамилиями,
и семьи, где часть детей записана на фамилию матери, а часть — на
фамилию отца. В наши дни женщины, вступая в брак, не всегда берут
фамилию мужа. Есть места, где так называемые уличные фамилии (прозвища)
меняются с каждым поколением и именования людей в устном общении
не совпадают с паспортными. Записанная в документах живая обиходная
форма именования застывает, превращаясь в передаваемую следующему
поколению фамилию.
В России каждый десятый брак смешанный. Во многом
это определяется демографическими причинами: нехваткой русских мужчин.
Особо отметим браки с иностранными студентами. Отучившись, молодой
человек уезжает в свою страну, брак при этом нередко распадается.
Дети остаются в России, воспитываются в русской культуре, и лишь
непонятная фамилия напоминает об уехавшем отце.
Один из американских президентов в инаугурационной
речи, обращаясь к нации сказал: «Мы все такие разные, и в этом наша
сила». В Америке, да и в Европе, нацией называется всё население
страны, её граждане, без деления на чёрных и белых, англосаксов,
итальянцев, мексиканцев. Америку образно называют «плавильным котлом»,
где исчезают амбиции отдельных национальных групп и формируется
единая американская нация. Её единению способствует национальная
идея.
Нации в современной Европе складываются из людей
разных национальностей, объединённых в едином государстве. Формированию
их общего национального сознания способствует общность идеологии
и культуры при единстве занимаемой территории с беспрепятственным
передвижением по стране, единство хозяйственной деятельности и экономических
интересов.
Взаимному пониманию разных этносов способствует
наличие языка (или языков) межнационального общения. Например, единая
швейцарская нация складывается из четырёх разных этносов. Их единению
способствует то, что все важные правительственные документы и постановления
издаются на четырёх языках: немецком, французском, итальянском и
ретороманском при идентичности содержания. Каждый народ говорит
на своём родном языке, но все народы работают на общую экономику
и признают единую политику.
Если население страны группируется не по признаку
общегосударственных интересов, а по признаку принадлежности к определённому
этносу и при этом каждый стремится поставить свой этнос выше других,
создаётся национализм. Тогда единая нация расщепляется по национальному
составу в ущерб общегосударственным интересам.
Для национализма характерны идеи национального превосходства
и национальной исключительности, закрепление господства одной нации
путём порабощения других, между которыми сеется национальная рознь.
В результате происходит подрыв общегосударственных интересов, а
общечеловеческие ценности забываются.
Конфликт государственного и этнического начала неизбежен
в большинстве современных государств, потому что в результате многочисленных
миграций трудно найти страну с одним-единственным этносом. Но разумная
общегосударственная политика способствует преодолению кризисных
ситуаций.
Известный лингвист, теоретик евразийства Николай
Сергеевич Трубецкой писал: «Судьбы евразийских народов переплелись
друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который
уже нельзя распутать, так что отторжение одного народа из этого
единства может быть произведено только путём искусственного насилия
над природой и должно привести к страданиям». Эту мысль можно продолжить:
искусственное возвышение одного народа в рамках какой-либо страны
приводит к страданиям других.
Национальная русская идея возникла при великом князе
московском Дмитрии Донском (1350—1389). Когда к Москве приближалось
многочисленное войско Мамая, Дмитрий обратился ко всем русским князьям,
непрестанно воевавшим друг с другом, с предложением совместными
усилиями свергнуть монголо-татарское иго. На Куликово поле пришли
дружины московские, тверские, рязанские. Домой возвращались — русские.
Удивительно, что даже в 50-е годы XX века не окончательно
исчезли отголоски того племенного недоверия, которое существовало
в Древней Руси. Сосед рассказал мне про своего приятеля, у которого
не ладилась семейная жизнь, добавив: «Жена-то у него смоленская!»