ФЕТИШ
олицетворяет собой дух и осуществляет связь человека с миром сверхъестественных сил
ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ - главная страница
ФЕТИШ
 

ФЕТИШ
FETISH

Предмет, который, по представлению верующего,
символизирует дух или является его вместилищем


Фетиш для его владельца олицетворяет собой дух и осуществляет связь человека с миром сверхъестественных сил. Обычно это куклы или вырезанные фигурки, но это могут быть также зуб зверя, позвонок змеи, красивый камень или даже хижина, где колдун общается с потусторонними силами. Фетиши широко использовались в анимистических религиях. Их часто носили как разукрашенные талисманы или амулеты, но они не являлись в данном случае фетишами в традиционном смысле, поскольку в них не обитал дух.
Слово фетиш происходит от латинского factitius — искусно сделанная вещь", или португальского feitico — "амулет, волшебство". Это слово обычно ассоциируется с западноафриканским juju, что означает "священный предмет". Juju могло образоваться от европейского толкования местного выражения "grou-grou" или иметь отношение к французскому "joujou", означающему "кукла" или "игрушка". В давние времена европейские торговцы на побережье Западной Африки ошибочно принимали фетиши, которые были священными предметами, за простые игрушки. Производный вариант от "grou-grou" есть "gris-gris", современное обозначение для амулета или талисмана, приносящего удачу или охраняющему от бед.

 
 

Древнеегипетские фетиши

Древние египтяне в преддинастические времена исповедовали анимистическую религию, имели множество богов и богинь фетишного происхождения. Главным образом они были связаны с волшебством, удачей, здоровьем и жизнью, плодородием и половой потенцией, деторождением и войнами. Египетский анимизм явился производным от магических культов, а также поклонения животным, птицам и деревьям, тотемизма и фетишизма, что и дало возможность высшим духам эволюционировать в богов.

Афро-американские фетиши

Африканцы, захваченные работорговцами, привозили с собой в Новый Свет свои фетиши. Однако обладание ими наказывалось пытками или смертью. Эти фетиши не только олицетворяли иных богов, отличных от христианских, но и воплощали племенные обычаи, что внушало страх белым рабовладельцам. В конечном счете рабы начали носить камешки или маленькие мешочки, наполненные травами или маслом, надеясь с их помощью обрести удачу и предохранить себя от всяческих напастей. Большинство амулетов сегодняшних афроамериканцев служит для тех же целей.
В Новом Орлеане, традиционном центре американского водуизма, многие жители, включая некоторых полицейских, носят подобные мешочки-амулеты.
Легенды об известной новоорлеанской жрице Мари Лаво (Marie Laveau) гласят, что ее талисманы содержали кусочки костей, цветные камешки, кладбищенскую землю, соль и перец. Более совершенные амулеты изготовлялись из крошечных птичьих гнезд или сплетались из конского волоса. Мешочек из красной фланели, содержащий магнитный железняк или магнит, был излюбленным амулетом у игроков, убежденных, что он приносит удачу.
В сантерии амулетные мешочки назывались resguardos, что означало "охраняющие". Типичный талисман, ставящий его обладателя под защиту бога грома Шанго, делался из красного бархата и заполнялся травами, специями, сахаром, алоэ и другими ингридиентами, а затем зашивался красной ниткой. Потом готовый талисман прикреплялся к крошечному золотому мечу, символу святой Варвары. Шанго идентифицировался с этой католической святой. И если меч ломался, Шанго вступался за владельца амулета.
Подобные амулеты могли так же использоваться и для того, чтобы другого постигла неудача. Если бросить амулетный мешочек, заполненный порохом и красным перцем, на пороге дома врага, то этот человек попадет в переделку. Оставленный у входной двери такой талисман предупреждает человека, что он перестал пользоваться благосклонностью богов и ему следует быть осторожным в своих поступках.

Фетиши американских индейцев


Фетиши являются частью традиций многих североамериканских племен. Согласно обычаям некоторых из них, фетиши носят индивидуальный характер, в то же время как у других они рассматриваются как коллективные. Так, например, кроу и дакоты имеют фетиши воображаемых сообществ, а соки и фоксы из штата Висконсин поклоняются родовым фетишам; у пауни из штата Небраска каждое поселение имеет свой фетиш. Мидьюивин (Мidewiwin), или Великое магическое сообщество, в районе Великих озер имеют коллективный фетиш — священную белую раковину, используемую при обряде инициации.
Весьма развитая традиция фетишизма на протяжении веков существовала среди племен пуэбло и, в частности, племени зуньи, у которых фетиши были наиболее распространены. Фетиши зуньи — фигурки животных, птиц и пресмыкающихся, выточенные из камня, вырезанные из рога или сделанные из раковин. По представлениям индейцев, они обладали огромной магической силой и использовались только для религиозного поклонения. Самыми традиционными были фигурки пумы, медведя, койота, волка и орла, ценившиеся за свою отвагу. Охотники носили их в кожаных мешочках, подвешенных на шее, и верили, что амулеты принесут им удачу на охоте.
Чтобы придать большую магическую силу амулету, мешочек украшали орнаментами из кусочков бирюзы, раковин, бусин. Амулеты служили не только охотникам. Они способствовали удаче в самых разных житейских делах, в боевых действиях, оберегали домочадцев, использовались в различных обрядах инициации и целительной практике.
Некоторые фетиши олицетворяли богов, таких как Мать-Земля или Бог-Творец. Мать-Кукуруза, вариант Матери-Земли, была представлена в виде священного кукурузного початка. Каждый хранил его на протяжении всей жизни. Фетиш содержал в себе зерна, и это обозначало продолжение жизненного цикла. Акома, одно из племен пуэбло, уничтожали такой фетиш, когда его владелец умирал. Зуньи разламывали такой початок и высаживали зерна на участке земли покойного.
Фетиши не только носили на себе как колдовское средство, но и помещали в кувшины. О священных предметах надлежало заботиться должным образом, иначе они могли навлечь несчастья на своих владельцев.
Фетиши, обладающие наибольшими магическими свойствами, были у зуньи предметами коллективного владения. Наиболее почитаемый объект поклонения принадлежал верховному жрецу. Он назывался ettowe, и от него жрец получал свою силу. Ettowe олицетворял собой живительную мощь Матери-Земли и всесильный дух Авонавилона (Аwonawilona), двуполого бога-творца. Фигурки лягушек, ассоциируемых с водой, использовались в церемониях, когда призывали пролиться дождь. Их также зарывали в землю вблизи водных источников, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение питьевой водой.
Для медицинских целей зуньи имели множество фетишей, изображающих животных. Они олицетворяли богов, самых почитаемых из них. Фигурки помещали в кувшины и ежедневно кормили. Так, в качестве фетиша использовали изображение рыжего муравья, прикрепленного усиком к магическому мешочку-амулету. Это исцеляло болезни кожи. Амулет клали на подушку около лица больного, с его помощью через рот больного вытягивались его болезни. Лечение также включало в себя 12 утренних песнопений.
У индейцев акома для лечения болезней применялся фетиш Матери-Кукурузы. В основном ценились обрядовые фетиши, вырезанные из рога, поскольку материал, из которого они изготовлялись, принадлежал живому существу.
Фетиши из витых рогов ассоциировались с морскими змеями. Считалось, что они из всех животных обладают наибольшей магической силой. Фетиши зуньи рассматривались как окаменевшие сверхъестественные существа, ведущие свое происхождение из мифов. Когда первые люди вышли из четырех пещер Нижнего мира, они увидели новый мир, покрытый водой, сотрясаемый землетрясениями и населенный чудовищными хищными зверьми.
Дети Солнца сжалились над людьми и с помощью своих светящихся стрел осушили землю и сделали ее твердой. Дети Солнца прошлись по земле и прикоснулись ко всем встречавшимся им по дороге животным, превращая их в камни. Некоторым животным удалось избежать подобной участи. Они и стали предками современных зверей. Считалось, что природные камни, форма которых имеет сходство с животными, и есть те самые обращенные в камень древние существа. Такие камни обладают величайшей магической силой.
Зуньи обменивались фетишами с навахо. Согласно мнению Фрэнка Кашинга, высказанного им в опубликованной в 1883 году книге "Фетиши индейцев зуньи", благодаря белым людям возник рынок сбыта данных изделий для туристов и коллекционеров. Примерно в 1945 году зуньи начали изготавливать копии фетишей для широкой их продажи.
См. также Анимизм

 

в начало

ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ - главная страница

МИСТИКА, ЭЗОТЕРИКА, ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016