Главное меню  Энциклопедии
Тайны смерти
Тайна смерти Есенина - мнения
СМЕРТЬ - главная страница
«Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством...».
Сергей Есенин, статьа «Россияне», написанная незадолго до смерти
Сергей Есенин
Одно из последних фото С.Есенина
Тайна смерти Сергея Есенина
Тайна смерти Сергея Есенина

Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
Владимир Ветров

28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер») «был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович,
писатель…» (из «Акта осмотра места происшествия»).
Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт.

 

Самоубийство Есенина у его современников не вызвало никаких сомнений. Все, кто близко знал поэта, были исключительно единодушны – Сергей Александрович добровольно покинул бренный мир. Но прошло 60 лет, и на фоне антикоммунистической истерии как грибы после дождя стали появляться версии о злодейском убийстве Есенина «комиссарами в пыльных шлемах», причем одна забористей другой. На Руси не могут без того, чтобы не считать своих известных поэтов великомучениками, потому как «поэт в России больше, чем поэт».

 
  Показанный по телевидению телефильм «Сергей Есенин» из той же оперы. Со слов Сергея Безрукова, сыгравшего в нем главную роль, цель фильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клейма висельника». Цель оправдывает средства, потому авторы фильма, пренебрегая историческими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том, что они вообще знакомы с воспоминаниями знакомых поэта и внимательно читали самого Есенина.

Теперь без всякой политики и чекистской чертовщины – о самом певце «Москвы кабацкой» со слов его знакомых и его автобиографичных творений. Ведь «что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».

Главный недуг

Друзья и знакомые поэта сходятся во мнении, что алкоголизм Есенина и стал первейшей причиной его преждевременного ухода «в ту страну, где тишь и благодать».

Сам поэт, отвечая 5 декабря 1925 года на вопросы при заполнении амбулаторной карты, в графе «Алкоголь» ответил: «Много, с 24 лет». Там же рукой лечащего врача безжалостно выведено: «Delirium tremens. Белая горячка, halluc. (галлюцинации)».

В начале своей богемной жизни молодой здоровый организм рязанского парня справлялся с обязательными тусовочными возлияниями. Есенину даже удавалось организовывать «разгрузочные» дни. В 1921 году он с удовольствием отмечает в письме своему другу Анатолию Мариенгофу: «…так пить я уже не буду, а сегодня, например, даже совсем отказался, чтобы посмотреть на пьяного Гришку. Боже мой, какая это гадость, а я, вероятно, еще хуже бывал». Но надолго поэта не хватало. В последний год своей жизни Есенин стал, по выражению того же Мариенгофа, «человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело сознание».

В 1922 году Сергей Александрович жалуется в письме своему поэтическому «наставнику» Клюеву: «Очень я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделала издерганным».

Будучи в Америке с супругой Айседорой Дункан, Есенин допивался до эпилептических припадков. Справедливости ради надо сказать, что не только от количества выпитого виски, но и от его качества. В то время Америку сотрясал «сухой закон», потому с утра приходилось принимать на грудь самогонные суррогаты. А. Дункан в газете «Геральд Трибьюн» писала, стараясь хоть как-то выгородить мужа и объяснить пьяные шабаши с битьем зеркал в отелях: «Приступы душевного расстройства, которыми страдает Есенин, происходят не только от алкоголя… а также отравления крови от употребления «запрещенного» американского виски, в чем я имею удостоверение одного знаменитого нью-йоркского врача, который лечил Есенина при подобных припадках в Нью-Йорке…».

 
 
О взаимоотношениях с властью

Адепты версии насильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина с властями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10 раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвления». Цитирую его собрата по перу В. Ходасевича, близко знавшего Есенина: «Относительно же Есенина был отдан в 1924 году приказ по милиции – доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода».

Власти довольно трогательно относились к певцу «Руси советской». Единственная поэма, которую с огромной натяжкой можно отнести к критической по отношению к властям – это «Страна негодяев». Там у Есенина присутствует герой по фамилии Лейбман с псевдонимом Чекистов. Если кто не знает, имя одного из вождей революции Троцкого-Бронштейна – Лейб. Разве этим совпадением можно было смертельно обидеть Лейба Давидовича? Есть и другие «страшные» словеса, которые произносит Махно (в поэме бандит Номах): «Стадо! Стадо! …Ваше равенство – обман и ложь. Для глупцов – хорошая приманка. Подлецам – порядочный улов». Но бандит и должен говорить страшилки, на то он и бандит. Вот и все диссидентство.

Зато сколько проникновенных строк Есенин излил на бумагу в пользу большевистских дел! А на смерть Ленина поэт откликнулся так, как может откликнуться только большой поэт-лирик: «И вот он умер… Того, кто спас нас, больше нет. А те, кого оставил он, страну в бушующем разливе должны заковывать в бетон».

Есенинская враждебность к большевикам – это миф. Конечно, по пьяной лавочке Сергей Александрович начинал фордыбачить и, бывало, произносил всякое непотребство, но к его кабацкому фрондерству власти относились снисходительно. Если бы он являл опасность для властей, его бы запросто обвинили в каком-нибудь заговоре и шлепнули бы, как, например, поэта Николая Гумилева.

Есенин был на короткой ноге со многими чекистами. В частности, любил таскать за собой по вечеринкам известного чекиста-мокрушника Якова Блюмкина, порешившего летом 1918 года самого германского посла. Есенин, по словам Ходасевича, для куража мог предложить честной компании съездить посмотреть на расстрел «контры». «Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою», – вполне серьезно заявлял распалившийся поэт-лирик.

«Себя усопшего в гробу я вижу…»

На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает».

Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве».

«Вот помру, тогда узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет», – все чаще повторял поэт своим приятелям.

За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черный человек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен».

Немногим ранее Есенин выводил нетвердой рукой в своих стихах: «Одержимый тяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет».

Поэт и раньше пытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Баку бросался в нефтехранилище, резал стеклом вены. Но тогда с ним рядом находились друзья и трагедии удавалось избежать.

За три недели до трагической развязки друзьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктора Ганнушкина, большого почитателя таланта поэта. Цели было две – спасти поэта от судебного преследования (в сентябре Есенин в поезде учинил пьяный дебош с антисемитскими эскападами по адресу едущих с ним в одном вагоне кремлевских чиновников) и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывал Мариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся, что покончу самоубийством».

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья … В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.

Смерть поэта

Апологетов версии убийства Есенина вдохновляют ряд моментов в описании места трагедии и самого тела висельника. Ими утверждается, что Есенин, имея рост 1,68 м, не мог подвесить себя под потолком высотой более 4,5 метра, да еще на вертикальной трубе отопления. Далее любят указывать на вдавленную борозду на лобной части (она заметна даже на посмертных масках поэта), наличие темного пятна на верхнем веке правого глаза, согнутой руке, якобы обхватившей трубу, неповрежденные хрящи гортани, отсутствие «странгуляционной борозды» и многое другое по мелочи. В 1989 и 1992 годах были проведены две независимые судебно-медицинские экспертизы Минздрава РФ. Вердикт обеих абсолютно неутешителен для сторонников версии убийства. На все вопросы есть ответы.

Следственный эксперимент показал, что можно закрепить ремень (Есенин повесился на ремне от чемодана) и к свободному концу приложить нагрузку до 100 кг, при этом ремень не соскальзывает. Высота потолка гостиницы не 4,5 м, а всего 3,5 м. При наличии подставки 1,5 м (тумбочка такой высоты была обнаружена опрокинутой в номере гостиницы) и росте самоубийцы 1,68 м можно прочно закрепить узел под потолком.

Следствием установлено, что «вдавливание в мягких покровах лобной области образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубой парового отопления), с предметом горячим …». Потому борозда сохранилась вплоть до похорон. Темное пятно на верхнем веке не след от пули, а пятно от «высыхания вершины кожной складки, сформировавшейся… при контакте лица с цилиндрическим предметом». Странгуляционная борозда хорошо просматривается даже на ретушированных снимках. Хрящи гортани не обязательно должны повреждаться при повешении, тем более когда петля не затянута, что имело место в случае с Есениным. Закрытие дыхательных путей при повешении не играет главной роли. Основное в таких случаях – пережатие сосудов шеи. При этом резко повышается внутричерепное давление, и человек почти мгновенно теряет способность координировать свои действия и освободиться от петли. Очень многие, решившие попугать близких самоповешением «понарошку», отправлялись в мир иной по-настоящему. Есенин, очевидно, инстинктивно пытался удержать себя в момент короткой агонии, ухватившись правой рукой за трубу. Так она у него и закоченела в согнутом положении.

Вместо эпилога

«Самоубийство может совершаться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Самоубийство Есенина, самого замечательного русского поэта после Блока, вызвало культ его личности», – писал на смерть поэта выдающийся русский философ Николай Бердяев.

Анатолий Мариенгоф в своих воспоминаниях напишет, что Есенин «догнал славу на следующий день после смерти».

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Сергей Есенин, 1925

 
 
Мёртвый Есенин

Есенин: тайна смерти
Валерия Коростылева

Памяти судебно-медицинского эксперта профессора Александра Маслова,
непосредственно участвовавшего в этом историческом процессе

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни.
Повеситься – для легендарного поэта слишком тривиально и... непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

 

Версии убийства

 
  Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Поэтесса Н. Сидорина пошла дальше, заявив, что в Есенина стреляли. Однако куда делась пуля, она не пишет.

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин­ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала – судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

 
 

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком – это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 м, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 м и рост поэта – 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

 

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи – борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае – трубу, а другой – тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».
По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго­образной формы» имеет глубину 0,4–0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью...»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии – сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны.
Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых – красноречивое тому подтверждение.
Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?
Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 36 03/09/2009

 
 

Из работы доцента кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры,
члена Союза писателей Российской Федерации Виктора Кузнецова
«Тайна гибели Есенина»

В истории с Есениным садисты действовали напролом. Парадоксально, но факт: нет ни одного убедительного доказательства того, что поэтом было совершено самоубийство. А вот доказательств убийства – достаточно много.

 

Режиссером «постановки» самоубийства Сергея Есенина в 5-м номере гостиницы «Англетер», был кинорежиссер «Севзапкино» Павел Петрович Петров (Макаревич), который, доверившись громилам, перетащившим тело убитого Есенина по подвальному лабиринту из здания следственной тюрьмы ГПУ, расположенного на проспекте Майорова, 8/23, не проверил подготовленный для открытого обозрения 5-й номер гостиницы».

«В результате, возникло немало вопросов: почему веревка обвивала горло несчастного лишь полтора раза, и не было петли; как Есенин, истекающий кровью, смог с порезанными ладонями и другими ранами соорудить на столе столь сложную пирамиду и взобраться под потолок; что за страшный вдавленный след над переносицей (официальная версия — ожог); наконец, куда-то исчез пиджак покойного.

Кстати сказать, видевший его известный в то время врач-рентгенолог, член ленинградской литературной группы «Содружество» (1925-1929) И. Оксенов записал в «Дневнике»: «...вдоль лба виднелась багровая полоса (ожог — от горячей трубы парового отопления, о которую он ударился головой), рот полуоткрыт, волосы, развившиеся страшным нимбом вокруг головы». И далее: «В гробу он был уже не так страшен. Ожог замазали, подвели брови и губы.

Из свидетельства начинающего тогда доносчика, молодого стихотворца Павла Лукницкого: «Есенин мало был похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза — желвак, на переносице — ссадина, и левый глаз — плоский: он вытек» («Встречи с Анной Ахматовой». Т. 1. 1924-1925. Paris: Ymca-Press, 1991).

 
«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

Стихотворениео, выдаваемое за предсмертное письмо Есенина, якобы,
написанное им кровью перед тем, как повеситься

МИСТИКА, ЭЗОТЕРИКА, ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Тайна смерти Есенина -> в начало

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 ABC-people.com
Design and conception BeStudio © 2007-2016