ЦЕРКОВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Посты православной церкви: что можно, что нельзя во время поста

Как вести себя во время поста
Пост – это время меняться по-настоящему
ПОСТ - период, в который, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют некоторые другие ограничения. Бывают: Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и некоторые другие). Многодневные посты. Великий пост (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров пост (летний пост перед Петровым днём). Успенский пост (осенний двухнедельный пост в августе). Рождественский пост (зимний сорокадневный предрождественский пост). Толковый словарь Ожегова

СОВЕТЫ НА ВРЕМЯ ПОСТА
ПОСТЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА
Поведение во время Великого Поста
 

Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти:

гнев, ненависть, вражду;
надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев;
не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания;
не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно.
Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.
Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу.

При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Святых Тайн.
Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром - за Литургией.
У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит - издеваться над праздником.

 
 
Но пост должен быть не только телесным, но и духовным:
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления»
,
- учит святитель Иоанн Златоуст
 
  В любой христианской семье вопрос о соблюдении поста касается всех, даже маленьких детей. Правда, до трехлетнего возраста малыши не постятся, потому что трудно найти полноценную замену, например, молочным продуктам. (Но в дни, когда ребенок причащается Святых Христовых Таин, утром до принятия причастия он не должен вкушать пищи - это правило не относится только к грудничкам).
Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов, если это необходимо для сохранения здоровья, например, когда человек болен.
Требования поста послабляются также в отношении беременных женщин и кормящих матерей.
 
О Великом Посте
Воскресные дни Великого Поста
 

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желания плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание. Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

В древности пост был очень строгим. Разрешалось есть лишь хлеб, сушеные фрукты и овощи, причем это можно было делать лишь один раз в сутки - вечером. Радость, веселье, праздники - все исключалось на время поста. На Руси в дни Великого поста также запрещались и всякие увеселительные мероприятия, отменялись различные зрелища, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные разбирательства. Основным делом считалась благотворительность. Отношение к посту только как к запрету скоромной пищи далеко не полное. Главное - духовный настрой, помыслы, поступки. В этом смысле пост безусловно обязателен для всех. Пост – время священное. Само по себе – «священное время». Нужно сказать: «Всё, конец прежней жизни». И жить по-духовному.

 

Народные советы на время поста
Пост не в брюхе, а в духе

• Брак, заключенный в пост – пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется.
• В пост не занимаются рукоделием – руки будут слабые.
• Не стоит стричься во время поста, иначе волосы будут редкими.
• Кто в пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.
• Если в пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: "Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто", — то бородавка засохнет и отпадет.
• Больной раком излечится, если в пост очертит ивовой палкой волчий след, говоря при этом: "Твоя лапа ходила, моя рука чертила. Лютая хворь мое тело позабыла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь".

 
ПОСТЫ,
УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ

Великий пост или Святая Четыредесятница перед Пасхой
Продолжается семь недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная — в воспоминание страданий Христа Спасителя.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова. Начинается с 14 ноября (27 ноября н. ст.), со дня святого апостола Филиппа, почему называемый иначе— «Филипповым постом». (Пост 40-дневный).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери, продолжается две недели, с 1 августа (14 августа н. ст.) по 14 августа (27 августа н. ст.) включительно.

Апостольский или Петров пост перед праздником святых апостолов Петра и Павла, которые постились, подготавливая себя для Евангельской проповеди. Пост начинается в понедельник, ровно через неделю после Дня Святого Духа, следующего за Троицей. Заканчивается Петров пост всегда в День апостолов Петра и Павла 12 июля по н.ст., если только праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самая большая продолжительность Петрова поста — шесть недель, а самая меньшая — неделя с одним днем.
Что можно есть в Петров пост.
Из рациона исключают продукты животного происхождения, разрешается использовать в пищу только растительные продукты и рыбу. Причем, в среду и пятницу не рекомендуется употреблять рыбу и растительное масло, в другие дни рыба разрешается.

Однодневные посты:

В Сочельник — день перед Рождеством Христовым.
24 декабря (6 января н. ст.). Особо строгий пост среди дней Рождественского поста (обычай — не есть до появления первой звезды).

Сочельник — день перед Крещением Господним.
5 января (18 января н. ст.).

В день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
29 августа (11 сентября н. ст.).

В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.
14 сентября (27 сентября н. ст.).

Среда и пятница каждой недели:

Среда — в воспоминание предательства Спасителя Иудой.
Пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.
Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника святой Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца.

 
 

Значение поста

В христианстве пост — это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве Евхаристии, — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве их число незначительно. Наиболее древним и распространённым обычаем является пятничное соблюдение поста, о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан.

 
 

Пост в христианской Церкви имеет различные,
зачастую взаимодополняющие значения:

Покаяние. Практика покаяния с постом известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе. Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы.

 
 

Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает, что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.
Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.

Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Ещё одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Иисусу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.

Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.

Аскетический пост. Ещё одно из значений поста — аскетическое, т.е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т.д.

  Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.
"Википедия" О посте
 

Время поста . Как вести себя во время поста: Что едят во время поста? Что можно, что нельзя в пост?
Православный церковный календарь
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
Главное МЕНЮ Энциклопедии
Copyright © 2004 ABC-people.com
Design and conception BeStudio © 2007-2016