ЛУЧКО Клара Степановна
Биография
Биография Клары Лучко
  Родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Отец Клары Лучко - Степан Григорьевич, был человеком мягким, интеллигентным от природы, отмеченным удивительной душевной чистотой. Многие черты его характера передались дочери. Он очень любил дочь и, конечно, гордился ее актерскими успехами. Мать - Лучко Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина со свойственным украинцам мягким чувством юмора. Муж - Мамлеев Дмитрий Федорович (1928 г.рожд.). Дочь - Лукьянова Оксана (1957 г.рожд.). Внук - Саша.

В детстве Клара Лучко не помышляла о сценической карьере, не мечтала, как многие ее сверстницы, стать "звездой экрана". Жила детскими радостями и заботами. Любила закаты, свежесть зорь, просторы полей, первый весенний дождик, солнечную яркость лета, золотистую щедрость осени, первый снежок зимы. Девочка как девочка... Вскоре семья Лучко переехала в Полтаву. В Полтаве Клара училась в украинской школе. Когда началась война, она закончила седьмой класс. Семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Здесь Клара закончила десятилетку.

После окончания школы Клара поступила на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, эвакуированного тогда в Алма-Ату. Занималась в мастерской преподавателей ВГИКа В.Бибикова и О.Пыжовой. После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской замечательного мастера кино С.А.Герасимова. Школа Герасимова, вспоминает Клара Степановна, очень многое давала актеру, "он учил нас играть не себя, а характеры, вникнуть в существо героя, жить в образе". Однако Клара Лучко долгое время не проявляла в учебных работах своего дарования. Ее не называли не "талантливой", ни "одаренной". Но в то же время обратили внимание на особенность будущей актрисы: ее не привлекают тонкие, нежные, мягкие акварельные краски в рисунке образа героя, ее творческой манере ближе характеры определенные, судьбы необычные, сложные, - такие, которые можно рисовать яркими красками, сочными мазками, используя разнообразные локальные тона цветовой гаммы. Чтобы раскрыться в образе надо любить его или ненавидеть, надо, чтобы в самом характере героя, его поведении было нечто достойное любви или ненависти. Именно психологическая насыщенность героя позволяет артисту раскрыть процесс становления и развития его характера. Таково творческое кредо артистки.

Первой работой в кино стала дипломная роль тетушки Марины в фильме "Молодая гвардия" (1948 г.). Она получила отличную оценку. Затем последовали неудачи в фильмах "Три встречи" и "Родина капитана". Такое начало разочаровало молодую актрису, она всерьез задумалась об уходе из кино. Но в эту пору ее заметил и пригласил сниматься режиссер И.Пырьев. Работая над ролью Даши Шелест в картине "Кубанские казаки" (1950 г.), Клара Лучко воспрянула духом. Работа над этим характером раскрыли актрисе творческую привлекательность киноискусства и дали стимул к дальнейшим поискам. После "Кубанских казаков" Лучко узнала вся страна. Ее часто приглашают самые крупные режиссеры Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. Среди наиболее известных работ артистки роли в фильмах "Донецкие шахтеры" (1951 г.), "Возвращение Василия Бортникова" (1953 г.), "Большая семья" (1954 г.), "Двенадцатая ночь" (1955 г.), "Рядом с нами" (1957 г.), "Красные листья" (1958 г.), "Снежная сказка" (1959 г.), "В твоих руках жизнь" (1959 г.), "На семи ветрах" (1962 г.), "Государственный преступник" (1964 г.). В этих фильмах судьба свела Клару Степановну с такими замечательными актерами, как Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Екатерина Савинова, Валентин Зубков и многие другие. Актерское ремесло давалось не просто и не сразу.

Работу в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера. В те годы жизнь щедро одаривала актрису - успехом, поклонением, личным счастьем. Казалось, все складывалось так, как принято считать в улыбчивой актерской судьбе. Она уверенно вступила на путь "звезды". Но в шестидесятые года Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж - блестящий актер Сергей Лукьянов. Одиночество. Тревога за маленькую дочь. Неопределенность в делах актерских. После блестящего успеха в кино, наступил момент безвременья. Но Лучко ни от чего не отказывалась и настойчиво продолжала работу. Она считает, что актерская профессия требует постоянного тренажа, чтобы постоянно оставаться в творческой форме и быть готовой к возможно главной роли в жизни. И тут судьба и творчество становятся неотделимы. Когда смотришь работы актрисы, убеждаешься в ее профессиональной добросовестности. Убеждаешься, что таланту всегда сопутствует и мастерство. Это давалось не сразу, накапливалось от фильма к фильму.

Для многих актрис переход на возрастные роли происходит мучительно. К счастью, это не коснулось Лучко. Именно в последние годы Клара Лучко сыграла свои лучшие роли. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, а актриса представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике. В активе актрисы роли в фильмах "Опекун" (1970 г.), "Цыган" (1979 г.), "Мы, нижеподписавшиеся" (1980 г.), "Бедная Маша" (1981 г.), "Карнавал" (1981 г.), "Ларец Марии Медичи" (1981 г.), "Тревожное воскресенье" (1983 г.) и другие картины. Наряду с актерской работой, К.С.Лучко работает в Университете культуры, в Комитете Советских женщин, в Правлении общества СССР - Австралия, в актерской секции Союза работников кинематографии СССР. Часто встречается со зрителями. Она неоднократно представляла советское киноискусство на фестивалях, в творческих поездках побывала во многих странах мира, встречалась с всемирно известными людьми: премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, известным художником Пабло Пикассо, знаменитым певцом Полем Робсоном.

Народная артистка СССР Клара Степановна Лучко награждена Орденом "Знак Почета", удостоена Государственной премии СССР, дипломами "Человек года" (1965 г.) "Женщина мира" (1996 г., США). Клара Степановна предпочитала активный образ жизни: она любила спорт, отдых на природе, на садовом участке выращивала лилии. Любила произведения русских и зарубежных классиков, классические произведения Чайковского, Листа. Всегда с удовольствием смотрела старые советские кинокартины. Среди любимых актеров - Н.Черкасов, Е.Леонов, М.Неелова.
Жила и работала в Москве.
© Международный Объединенный Биографический Центр

 
Автобиография Клары Лучко
 

 

Родом из Полтавы

Я родом из Полтавы и актрисой мечтала стать с самого раннего детства. Родители были категорически против такой профессии, они-то видели во мне врача или юриста, но никак не актрису. Хотя моя мама играла в передвижном украинском театре, у нее был так называемый серебряный голос, она пела с Козловским в церкви. Мама хотела, чтобы я осталась в Полтаве, ведь я была единственной дочкой. Хоть я и была всегда тихим ребенком, вдруг с твердостью заявила, что уезжаю в Москву, чтобы стать актрисой. Поступила во ВГИК, жила в общежитии, в ужасных условиях. Потом нашлась какая-то знакомая родителей из Полтавы, которая жила в Москве, ей написали про меня, и она разрешила мне жить у нее в Сокольниках. У меня там был свой диван! Но ехать из ВГИКа в Сокольники в десять вечера было очень страшно и долго — трамвай, метро, затем снова трамвай, и через два часа я добиралась до дома, а утром снова два часа до ВГИКа.

Помню, еду зимой в трамвае из ВГИКа, вижу, сидит мужик и пристально за мной наблюдает, уже все вышли из трамвая, и мы остались одни, меня обуял жуткий страх — зима, темно и пустынно, и этот жуткий тип. Я на ходу выскочила из трамвая, когда уже закрывались двери, а мужик не успел за мной. Хорошо, что угодила в сугроб снега и не повредила себе ничего, бежала до самого дома с неимоверной скоростью. Жить было очень сложно, но так интересно! Я была такая счастливая, что живу в Москве, что учусь у самого Герасимова, что буду актрисой. На протяжении всей моей жизни случалось много и плохого, и хорошего, но у меня выработалось одно правило, которое я неукоснительно выполняю: никогда не показывать, что тебе плохо. Чтобы никто не смог подойти и, «сочувственно» заглядывая в глаза, сказать: «Ну как, Клара, тяжело тебе?»

Если ко мне подходят с такими вопросами, то я всегда отвечаю: «У меня все очень хорошо!» Если на душе гадко и я чувствую, что не смогу на людях сказать «у меня все хорошо», то просто не выхожу из дома. Со всеми своими неприятностями стараюсь справляться сама. Именно по этой причине все говорят, что у меня все очень благополучно в жизни, ведь я никому не плачусь в жилетку, и никто не может сказать, что видел меня с несчастным лицом.


Его внук — мой «сын»

ВПЕРВЫЕ я испытала чувство к мальчику в школьном возрасте. Я была зажатой и инфантильной девочкой. Училась в украинской школе, а вечером в этом же здании работала русская школа. Однажды я забыла учебник в парте и вернулась, чтобы забрать его. Захожу в класс, а на моем месте сидит высокий блондин с синими глазами, на пару лет старше меня. Я остолбенела, смотрю на него и молчу. Он мне и говорит: «Ну, чего тебе?» Я говорю: «Да вот, учебник забыла». А он протягивает мне его и говорит: «На, забирай. Что же ты такая раззява?!» Я схватила учебник, попятилась от него, а потом и вовсе побежала со всех ног. В коридоре увидела подружку, говорю: «Ой, Женя! Какого я сейчас парня видела замечательного! Пойди, посмотри». Потом я за ним наблюдала и часто видела рядом с ним девочку старше себя, уже такую оформившуюся. Я уже не знала, как обратить его внимание на себя. Однажды увидела его с ребятами, они стояли и весело о чем-то разговаривали, а рядом находилась парашютная вышка. Решение созрело быстро: не испытывая никакого страха и до конца понимая, на что решилась, я полезла на эту вышку. Думаю, вот сейчас прыгну с вышки, и он поймет, какая я храбрая. И я прыгнула, конечно, с парашютом, с этой вышки. Главной целью такого поступка было огромное желание обратить на себя внимание этого парня. Он обратил, но не так, как мне хотелось! Слава, так звали его, взглянул на меня и продолжил разговор со своими товарищами. И все! Зато я благодаря такому поступку испытала огромное наслаждение от полета. Правда, увидев меня на следующий день в школе, Слава нарисовал рисунок — жираф с парашютом — и подписал: «Вышка прыгает с вышки». Вот такое своеобразное внимание оказал мне этот парень. Жирафой меня дразнили в школе, потому что я была выше всех в классе, у меня была такая длинная шея, все девчонки были мне по грудь. Я сутулилась, лишь бы быть хоть немного поменьше ростом. Тогда у нас так ничего и не вышло со Славой.

Уже когда я училась в Москве, однажды совершенно случайно встретила его. Иду по улице, а он мне навстречу в военной форме, он, оказывается тоже учился в Москве, в военном училище. Он меня узнал и так пренебрежительно спросил: «Чего ты здесь делаешь?» Я растерянно ответила: «Учусь». Слава так же, без особого интереса, сказал: «Ну учись». И прошел мимо! Но это не стало нашим последним столкновением. Уже прошло много лет, я снималась в фильме «Карнавал» и мне подбирали ребенка на роль моего сына. Помню, прихожу в комнату, где сидят мамы-бабушки со своими чадами. Среди этих мам была одна женщина, которая показалась мне смутно знакомой, а она пристально так на меня смотрит. Пока я вспоминала, кто бы это мог быть, она подошла ко мне сама: «Вы меня не помните? Я Славина невеста, вот внука нашего на просмотр привела». И тут я вспомнила — это была та самая оформившаяся девушка, с которой встречался Слава, когда я прыгала для него с вышки. Я спросила у нее про Славу. Оказывается, они поженились, затем развелись, у них уже взрослые дети и даже внук, который волею судьбы все-таки получил роль в фильме «Карнавал» и сыграл моего сына. Так внук моей первой влюбленности стал мне сыном, правда, по фильму. А еще через несколько лет я повстречала самого Славу, о чем очень пожалела. Ехала я поездом в Киев, смотрю, сидит какой-то полный дядька и разговаривает с кем-то. Я проходила мимо, как вдруг этот толстый дядька мне говорит: «Здравствуйте, Клара Степановна». Я смотрю на него и не понимаю, кто бы это мог быть. А он тем временем объясняет своему другу: «Клара Степановна — моя землячка. Мой внук сыграл ее сына в фильме «Карнавал». И тут до меня дошло, что этот старый, обрюзгший мужчина и есть тот самый голубоглазый блондин Слава. Для меня это открытие было как холодный душ, мне стало так плохо. Помню, я тогда подумала: «Господи, лучше бы я этого не видела! Это же кошмар какой-то».


Проснуться знаменитой

С «КУБАНСКИХ казаков» началась моя большая жизнь в кино. Мне повезло, что Иван Александрович Пырьев пригласил на роль молодой героини. Когда картина вышла на экраны, я даже не предполагала, что произойдет со мной. По радио ежедневно передавали песни «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…». А потом пошли письма. Мне писали тысячи зрителей, они смотрели фильм много раз и все песни знали наизусть. На меня обрушился шквал писем от женихов. Писали со всей страны, предлагали руку и сердце. В фильме «Кубанские казаки» я играла роль Даши Шелест, а Сергей Владимирович Лукьянов — главную роль Гордея Ворона. После выхода картины на экран мы поженились. Вскоре у нас родилась дочь Оксана. К сожалению, в самом расцвете таланта Сергей ушел из жизни. Это был великий русский актер, его хоронила вся Москва.


Мой внук — мой товарищ!

У МЕНЯ очень теплые, товарищеские отношения с моим внуком Сашей. Он меня называет исключительно по имени — Клара. Ему было два года, когда пришел кто-то в гости и сказал, указывая на меня: «А вот твоя бабушка…» Но внук не дал договорить, твердо заявив: «Это не бабушка, это Клара». Все удивились, а он показал на мою маму и сказал: «Вот бабушка, а Клара, она красивая». Когда он пошел в школу, мы, делая с ним уроки, так спорили, что дело доходило до драк! Я ему: «Надо сделать так». А Саша мне: «Клара, ты не права! Это делается вот так». У нас никогда не было отношений внук — бабушка, мы всегда на равных. У нас нет тайн, мы можем обсудить с ним любую тему.


Живу сегодня

МЫ С МУЖЕМ — Дмитрием Федоровичем — решаем все проблемы совместно. Я считаю, что к жизни надо относиться проще. Никаких звездных болезней у меня нет. Конечно, приятно, когда люди на улице говорят мне теплые слова, но это не повод задирать нос. Надо понимать, что все знаки внимания — это сопутствующий элемент нашей профессии. Люди склонны придавать излишнее значение славе и деньгам. Все это лишь отягощает жизнь. К примеру, когда в нашей стране случился дефолт, я на себе этого никак не ощутила, даже не поняла сначала, что все это означает и почему это такая трагедия. У меня нет сбережений, при этом я не могу назвать нас с мужем ни бедными, ни богатыми людьми. Мы живем нормально. Вроде на все хватает, а островов нам не надо. Деньги — это не главный для нас вопрос. На протяжении всей жизни мне присуждали огромное количество титулов и регалий. И «женщина тысячелетия», и «женщина Америки», «женщина Индии», но я всегда смеюсь, получая эти награды. Это же нельзя воспринимать всерьез. Если я стала женщиной тысячелетия, то что же, во всем тысячелетии больше нет достойных женщин? Конечно, это просто условности, и относиться к ним надо соответствующе. Помню, был какой-то праздник, и один артист с серьезным видом заявил: «Но я же человек столетия!» На что я ему заявила: «Отодвинься от меня, ты не достоин быть рядом, потому что я женщина тысячелетия». Все расхохотались, а мужчина немного расстроился, но больше не петушился. Надо быть совсем несостоятельным, чтобы воспринимать все это серьезно. И потом, в нашей стране нет звезд среди артистов. Разве у нас есть миллионы долларов, замки, слуги? У нас ничего этого нет. Вот российский шоу-бизнес, там да, они ближе к так называемой звездности. У них есть деньги, имущество, они бесплатно даже чихнуть откажутся. Помню, меня пригласили во Кремлевский дворец на выступление. Но я не могу спросить: «А сколько вы мне заплатите?» Приехала я туда, выступила, и мне ничего так и не заплатили, видимо, решив, что раз я не прошу, то и не надо.


Ленивая гимнастика

ЧАСТО слышу, что хорошо выгляжу. Может, это и так, но никаких подтяжек лица и прочих операций я никогда не делала. Я очень ленивый человек, еще в детстве все уроки учила в кровати. Вот и зарядку тоже делаю в кровати. Я сама придумала эту гимнастику на растяжение всех мышц, делаю ее каждое утро, как только просыпаюсь. Фактически — это просто потягивания рук, ног, шеи и других частей тела в разные стороны, вот и все. У меня до сих пор стройные ноги, хорошая осанка, и сама я не расползлась в разные стороны.
peoples.ru

 
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2005-2016