ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Будда, Буддизм, Buddha
БУДДА - главная страница
БУДДА - главная страница


Позднейший буддизм

 

Нет ничего удивительного, что такое гуманное учение пустило глубокие корни среди индийцев, находившихся под гнетом касты жрецов. К сожалению, ход распространения буддизма мало известен. Через 150 лет после смерти Гаутамы буддизм был объявлен государственной религией. Китайский пилигрим Фа-Хиан был в Индии в 400 году после Р. X., и нашел буддизм в цветущем состоянии. В VIII и IX столетиях началось страшное преследование буддизма, так что в Индии не осталось ни одного буддиста. На Цейлоне буддизм введен, в сравнительно чистом виде, сыном и дочерью Асоки, и сохранился до новейших времен. В V столетии буддизм занесен в Бирму, откуда распространился по соседним областям, но уже в искаженном виде, о чем можно судить хотя бы по сказаниям, которые описывают обстоятельства, сопровождавшие рождение Гаутамы: родившись, он тот час же прошел три шага и громовым голосом подал весть о своем величии. Один святой старец, упав перед ним ниц, предсказал ему, что он сделается Буддой, и поведет свой народ ко спасению. Пятимесячным ребенком, он, лежа под деревом, так глубоко задумался, что впал в забытье, и пять мудрецов, проходивших мимо, так были поражены этим, что поклонились ему и спели ему гимн, которым предвещали, что младенец этот будет проповедником такого учения, которое, как волна, зальет всякое пламя и горе жизни, и, как огонь, очистит весь мир. Легенды о дальнейшей жизни Будды наглядно доказывают нам, что к буддизму примешивались различные суеверия. Среди северных буддистов легенды искажены гораздо более, чем среди южных. Северный буддизм назван Великой колесницей в отличие от южного буддизма, который не без насмешки называется Малой колесницей. Великая колесница развилась в новую религию, основанную на поклонении Майтреи (Maitreja), Дианни-Будде (Dyanni-buddhas), Манджусри (Manjusri) и Авалокитесваре (Avalokiteswara), олицетворяющим собою милосердие, молитву, чистоту и мудрость. Развитие буддийского учения в Тибете завершилось образованием там целого сословия духовенства, устройство которого очень напоминает католическую иерархию. На сколько буддизм утратил в Тибете свою первоначальную чистоту, превратившись в ламаизм, можно видеть уже из того, что двое лам вели борьбу из за права быть официальным воплощением апостолов Будды. Вообще говоря, ламаизм, с своими колокольчиками, четками и бритыми монахами, с своими процессиями и чистилищем, очень походит на римский католицизм, со всеми недостатками и темными сторонами последнего. Главным источником для изучения Б. является многочисленные священные книги буддистов, которые в значительной степени еще неизвестны европейцам. Число их особенно велико в Тибете. Как на древнейший сборник буддийской морали, можно указать на "Dhammapadam" (изд. Фаусбелля, Копенгаген, 1855), переведено на немецкий яз. А. Вебером в его "Indische Skizzen" (Берлин, 1862).

 
 

Литература:

La Loubere. "Descript, de Siam"(Амстердам, 1714, 2 т.);
P. Georgi, "Alphabetum tibetanum" (Рим, 1762);
Grosier, "Descript. de la Chine" (Париж, 1787, 2 т.);
S. Pallas, "Voyages" (фр. изд. 1788; 7 т., in 4°);
Thunberg, "Voyage au Japon" (пер. Landresse, Париж, 1799, 5 т.);
Upham, "The history and doctrine of bouddhism" (Лондон, 1829, in 4°);
Turnour, "Epitome of history of Ceylon" (1836);
его же, "The Mahawanso translated" (Коломбо, 1836);
Abel Remusat, "Foe Koue Ki" (пер., Париж, 1836, in 4°);
Huc и Gabet, "Voyage au Thibet et en Tartarie" (Париж, 1846, 2 т.);
М. Foncaux, "Le Lalita vistara" (Пар., 1847); Schiefner, "Eine tibet. Lebensbeschreibung Sдtjamunis" (Cпб., 1849);
Burnouf, "Le lotus dela bonne loi" (Париж, 1553);
Stan. Julien, "Voyages des pelerins bouddhistes" (Париж, 1853 и cл., 3 т.);
Pallegoix, "Descrip. du Roy. Thai ou Siam" (Париж, 1854, 4 т.);
Koppen, "Die Religion des Buddha" (Берл., 1857); Bouillevaux, "Voy. dans l'Indo-Chine" (Париж, 1858);
M. Koeppen, "Religion des Buddha"(Берлин, 1859);
Wassilljew, "Der Buddhismus etc." (Спб., 1860);
Spence Hardy, "Eastern monachism" (Лондон, 1860);
E. Schlagintweit, "Buddhism in Tibet" (Лейпц., 1862; на фр. "Le Bouddhisme au Tibet", в "Annales du musee Guimet", III, перев. с английского Milloue);
M. Obry, "Du Nirvana bouddhistique" (Париж, 1863);
"Doctrines des bouddhistes sur le Nirvana" (Париж, 1864);
Vasillef, "Le Bouddhisme, ses dogmes, son histoire et sa litterature" (пер. с русского La Comme, Париж, 1865);
Barthelemy Saint-Hilaire, "Le Bouddha et sa religion" (Пap., 1862; 3 изд. 1866);
Burnouf, "Introduction а l'histoire du Bouddisme indien" (2 изд., Париж, 1866);
Mouhot, "Voyages" (Пар., 1868);
Ad. Bastian, "Die Volker des Oestlichen Asien" (Иена, 1868 и след.);
Taranatha, "Geschichte des В. in Indien", на тибетскoм яз. издано Шифнером в Спб., 1868, под заглавием: "История Буддизма в Индии, соч. Таранаты, по тибетским рукописям". на немецк. Спб., 1869);
Beal, "Travel of Fahian and Sung-yun" (Лонд., 1869);
Kistner. "Buddha and his doctrines"(Лонд., 1869); S. Beal, "Outline of Buddhism from Chinese sources" (Лонд., 1870);
Alabaster, "The modern Bouddhist" (Лонд, 1870);
"A Catena of Buddhist scriptures" (Лондон, 1871);
Shutte, "Zur Geschichte des chinesischen B." (Берлин, 1874);
Senart, "Essai sur la lйgende de Bouddha, son caractere et ses origines"(Париж, 1875);
Al. Cunningham, "Inscription of Asoka" (Лонд., 1877);
H. Oldenberg, "The Dipavamsa edited and translated" (Лонд., 1878);
Spence Hardy, "A manual of Buddhism" (2 изд., Лондон, 1880) Edkins, "Chinese Buddhism"(Лонд., 1880);
Wurm, "Der В." (Гютерло, 1880); H. Oldenberg, "Buddha" (Берл., 1881); "Аnесdota Oxoniensia Aryan series" (т. I, части I, 2 и 5, Оксфорд, 1881 - 1885);
Seydel, "Das Evangelium f. Jesu in seinen Verhaitnissen zur Buddhasage u. Buddhalehre" (Лондон, 18. 82);
Bastian, "Der B. in Seiner Psychologie" (Берл., 1882);
Kern, "Der B. und seine Geschichte" (2 т., Лейпциг, 1882 - 1884): Charleroix, "Histoire du Japon";
"Avadвna Cataka. Cent legendes bouddhistiques" (пер. c санскритскoго Leo Feer'a в "Annales du Musee Guimet", т. XVIII); Max Freiherr von Wimpffen, "Kritische Worte ьber den Buddhismus" (Вена, 1891);
K. Neumann, "Die innere Verwaldschaft budhistischer und christlicher Lehren" (Лейпциг, 1891). - На русском языке: "Буддизм в науке" ("Отеч. Зап. ", 1843, 31);
В. Васильев, "О некоторых книгах, относящихся к истории буддизма в библиотеке казанского унив." ("Учен. Зап. Имп. Акад. Наук", том III, Спб., 1855); его же, "Буддизм, его догматы, история и литература" (Спб., 1857 - 69: часть I-я - Общее обозрение, часть II-я не вышла в свет, часть III-я - История буддизма в Индии, соч. Даранаты, перев. с тибетского); aрхиеп. Нил, "Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири"(Спб., 1858);
В. Лядов, "Буддизм" ("Рассвет", 1860, 6);
И. Минаев, "Пратимокша-Сутра, буддийский служебник" (Прилож. К XVI тому "Зап. Имп. Акад. Н." №1, 1869);
его же, "Несколько слов о буддийских жатаках" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1872, №6);
Васильев, "Религии Востока" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1873, №4);
В. С. Соловьев, "Искушение Будды" (из Лали тавистаты, "Вестн. Европы", 1874, №12, стихотворение);
А. Гусев, "Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству" ("Правосл. Собеседн.", 1875, I);
П. А. Каленов, "Будда"(поэма, Москва, 1885);
В. Лессевич, "Буддийский нравственный тип" ("Сев. Вестник", 1886, №5);
его же в "Этюдах и Очерках" (Спб., 1886);
его же, "Новейшие движения в буддизме, поддерживаемые и распространяемые европейцами" ("Русская Мысль" 1887, 8); "Буддийский катехизис" (ibid.);
"Цейлон и буддисты" (ibid.);
И. Минаев, "Буддизм. Материалы и исследования" (Спб., 1887);
А. Позднеев, "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу" (Спб., 1877);
"Буддийский катехизис" (пер. с нем. Т. Будкевича, Харьков, 1888);
Н. Леопардов, "Краткое изложение учения Будды, составляющего индийскую религию" (Киев, 1889);
В. В. Лесевич, "Религиозная свобода по эдиктам царя Асоки Великого" (в I т. "Вопросы философии и психологии");
И. Минаев; "Спасение по учению позднейших буддистов" (Спб., 1890);
Г. Ольденберг, "Будда, его жизнь, учение и община"(пер. П. Николаева, 2-е изд., Москва, 1891).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона

 
в начало

БУДДА - главная страница
БУДДА - главная страница

Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2006